Роль наставничества в развитии топ-менеджеров

26 июля 2024 138

Чтобы новички в компании работали эффективно, необходима грамотно построенная система обучения. Наставничество способствует быстрой адаптации стажеров, успеху организации и росту самого наставника. Как система влияет на топ менеджеров и как сделать ее максимально эффективной?

Введение в наставничество

Под наставничеством понимается оказание поддержки новенькому работнику более опытным специалистом с целью адаптации на рабочем месте. Наставник – это человек, предоставляющий помощь, руководство и ресурсы для развития навыков менее компетентному сотруднику – наставляемому. В основе наставнического взаимодействия, лежит передача опыта и знаний. Наставник помогает развить не только профессиональные навыки, но и личностные качества. Это способствует минимизации риска возникновения ошибок и обретению уверенности в себе. Этот процесс актуален для различных сфер деятельности. Особое значение он имеет в менеджменте. Крупный специалист занимается подготовкой кадров и оказывает полезное влияние на их карьеру.

Исторический контекст и развитие практики

У наставничества богатая история. Оно зародилось в рамках коллективной деятельности людей. Развитие социума породило необходимость в передаче опыта посредством обучения. Этот метод взаимодействия играл ключевую роль в различных периодах:

  • Корнями подобный процесс обучения уходит в античность. Первого наставника звали Ментор, откуда и пошел термин «менторство». В Древней Греции развивалась педагогика. Наставники передавали знания ученикам и обучали их этикету.
  • Учение о менторстве лежит в основе японской культуры. Ученик, кохай, проявляет уважение к учителю, сэнсей, который, в свою очередь, передает ему свою мудрость.
  • В Средние века, отношения между учеником и наставником были особенно актуальны для таких сфер, как политика, религия и ремесло. Наставляемые сами становились мастерами своего дела, а затем набирали учеников для передачи мудрости, формирования навыков и развития таланта.
  • В XIX веке, слово «наставник» было вытеснено терминами «педагог» и «учитель». Люди этой специальности работали в учебных заведениях, развивали знания и навыки учеников, следили за их поведением, формировали систему ценностей.
  • В современном мире, тип отношений «наставникподопечный» особенно актуален для сферы бизнеса. Ментор формирует новое поколение профессиональных кадров.

Значение наставничества для топ-менеджера

Огромна роль наставничества в развитии топ-менеджеров. Руководитель, являющийся еще и педагогом, ценен для компании. Рано или поздно перед организацией, встает вопрос о подготовке кадров и обучении стажеров. Это могут делать более опытные коллеги, однако и они могут оказаться недостаточно компетентными. В основе профессионального менторства лежат неформальные методы обучения, что делает сам процесс более легким и приятным. Если наставником выступает топ менеджер, то успех гарантирован. Человек, сведущий во всех делах компании, сможет ответить на любой вопрос и оказать нужную поддержку. Это актуально для обучения будущих топ менеджеров. Среди плюсов такого рода передачи знаний, можно выделить следующее:

  • Развитие самого менеджера. Современный рынок быстро меняется. Чтобы обучать только актуальным вопросам, топ и сам должен быть в теме. Он постоянно растет и держит «руку на пульсе».
  • Доверительные отношения с коллективом. Наставник является лидером, способным создать хорошую атмосферу и предотвратить возникновение конфликтов.
  • Передачу корпоративной культуры. Вместе с опытом, наставник передает ценности компании, ее методы, формы роста, цели и прочие особенности бренда.

Основные элементы эффективного наставничества

Наставническая программа адаптации новичков топ-менеджером поможет начинающим специалистам быстрее стать продуктивными, грамотными и самостоятельными. Но для этого необходимо правильно разработать систему обучения. Она основана на следующих элементах:

  • Ответственности. Наставник должен поддерживать новичка в любой ситуации, даже сложной. Он обязан отвечать за ошибки стажера и делать все, чтобы предотвратить их появление в дальнейшем.
  • Открытости. Новичок не должен искать встречи с наставником. Последний и сам должен быть заинтересован в общении со стажером. Ученик в первую очередь обращается к ментору, чтобы решить тот или иной вопрос. Если наставляемый свяжется с высшим руководством, значит, наставник исполняет свои обязанности непрофессионально. Ориентации на росте. Наставник должен быть одновременно дружелюбным, и конструктивным критиком. Нужно стараться не принимать решений на основании субъективных суждений. Важным навыком является умение мотивировать и вдохновлять начинающего работника.