Ключевые компетенции успешных топ-менеджеров

16 июля 2024 123

Успех предприятия напрямую зависит от способностей и талантов его лидера. Какими качествами должен обладать топ-менеджер компании, чтобы реализовать весь потенциал, сохранить конкурентоспособность и обеспечить профессиональный рост персонала?


Лидерство и управление

Ключевые компетенции успешных топ-менеджеров – управление и лидерство. Несмотря на различие в терминах, цель остается общей – привести компанию к успеху. Лидерство подразумевает мотивацию, наставничество, вдохновение и решительность. Но чтобы дело велось профессионально, лидер должен быть и руководителем. Ему необходимо уметь управлять ресурсами и делегировать обязанности. Если сравнить менеджмент с кинематографом, то топ менеджер должен представить себя на месте кинорежиссера. Чтобы получить колоссальные кассовые сборы, нужно придумать идею, написать сценарий, т. е. план ее реализации, суметь найти подход к исполнителю главной роли, правильно организовать съемочный процесс, осуществлять профессиональный рост всей команды.

Стратегическое мышление

Под стратегическим мышлением понимается способность анализировать информацию и принимать решения в долгосрочной перспективе. Иными словами, топ менеджер должен грамотно расставлять цели, направленные на успех предприятия, осознавать их и разрабатывать способы достижения. Настоящий лидер умеет просчитывать на несколько шагов вперед. Этот ключевой навык не является врожденным. Его можно и нужно больше развивать – посредством практики осознанности, регулярного ведения дневника и анализа событий.

Главными талантами настоящего лидера, являются способности:

  • Ставить цели и планировать пути их реализации;
  • Искать неочевидные способы достижения цели;
  • Комплексно анализировать ситуацию;
  • Понимать и принимать ошибки, использовать их для поиска новых возможностей;
  • Распределять доступные ресурсы;
  • Разрабатывать несколько моделей достижения одной и той же цели.

Финансовая грамотность

Одним из основных условий профессионального менеджмента является финансовая грамотность. Она подразумевает способность принимать взвешенные решения, связанные с управлением бюджетом в соответствии с разработанным планом. Финансовая грамотность осуществляется на основе законодательства и бухгалтерского учета.

Коммуникационные навыки

Успешный менеджер должен уметь общаться. Профессионал способен взаимодействовать с различными категориями людей – как внутри, так и за пределами компании. Компетентность доказывают умения:

  • Заводить знакомства;
  • Укреплять отношения;
  • Слушать собеседника и реагировать на его слова;
  • Точно передавать информацию (в том числе и невербально);
  • Считывать эмоции;
  • Проявлять инициативу в разговорах;
  • Участвовать в спорах.

Управление проектами

Компетенция представляет собой группу навыков, необходимых для успешного координирования проекта. В частности, речь идет о контроле деятельности всех людей, участвующих в совместной работе. Проект завершится успешно, если руководитель продемонстрирует следующие умения:

  • Координировать, разрабатывать план, делиться идеями, видеть конечную цель;
  • Создавать рабочую атмосферу и мотивировать;
  • Взаимодействовать со всеми людьми, прямо или косвенно участвующими в проекте;
  • Следить за соблюдением сроков;
  • Вести переговоры;
  • Управлять рисками;
  • Адаптироваться к сложным и непредвиденным ситуациям.

Эмоциональный интеллект

Важным навыком для руководителя является умение отслеживать, осознавать и интерпретировать эмоции – как собственные, так и других людей. Эти знания должны помогать топ менеджеру руководить своими действиями и мышлением. Термин «эмоциональный интеллект» включает в себя следующие навыки:

  • Воспринимать – распознавать эмоцию по поведению человека, его мимике, жестам и т. д.;
  • Понимать – определять источник возникновения эмоции и ее связь с мыслью;
  • Управлять – уметь побуждать и подавлять эмоции;
  • Использовать – активировать мозг посредством эмоции.

Этика и ответственность

На руководящей должности, качество работы зависит от этики и ответственности занимаемого ее человека. Имеется в виду характер взаимодействия руководителя с окружением – как в макро-, так и в микросреде. Успех компании зависит от следующих навыков топ-менеджера:

  • Поддерживать уровень эффективности и корректировать неэффективные процессы;
  • Контролировать внутренние процессы;
  • Правильно ставить задачи для персонала с целью достижения плана;
  • Привлекать клиентуру и выстраивать сотрудничество с партнерами и инвесторами.