Ключевые компетенции успешных топ-менеджеров
16 июля 2024 123
Успех предприятия напрямую зависит от способностей и талантов его лидера. Какими качествами должен обладать топ-менеджер компании, чтобы реализовать весь потенциал, сохранить конкурентоспособность и обеспечить профессиональный рост персонала?
Лидерство и управление
Ключевые компетенции успешных топ-менеджеров – управление и лидерство. Несмотря на различие в терминах, цель остается общей – привести компанию к успеху. Лидерство подразумевает мотивацию, наставничество, вдохновение и решительность. Но чтобы дело велось профессионально, лидер должен быть и руководителем. Ему необходимо уметь управлять ресурсами и делегировать обязанности. Если сравнить менеджмент с кинематографом, то топ менеджер должен представить себя на месте кинорежиссера. Чтобы получить колоссальные кассовые сборы, нужно придумать идею, написать сценарий, т. е. план ее реализации, суметь найти подход к исполнителю главной роли, правильно организовать съемочный процесс, осуществлять профессиональный рост всей команды.
Стратегическое мышление
Под стратегическим мышлением понимается способность анализировать информацию и принимать решения в долгосрочной перспективе. Иными словами, топ менеджер должен грамотно расставлять цели, направленные на успех предприятия, осознавать их и разрабатывать способы достижения. Настоящий лидер умеет просчитывать на несколько шагов вперед. Этот ключевой навык не является врожденным. Его можно и нужно больше развивать – посредством практики осознанности, регулярного ведения дневника и анализа событий.
Главными талантами настоящего лидера, являются способности:
- Ставить цели и планировать пути их реализации;
- Искать неочевидные способы достижения цели;
- Комплексно анализировать ситуацию;
- Понимать и принимать ошибки, использовать их для поиска новых возможностей;
- Распределять доступные ресурсы;
- Разрабатывать несколько моделей достижения одной и той же цели.
Финансовая грамотность
Одним из основных условий профессионального менеджмента является финансовая грамотность. Она подразумевает способность принимать взвешенные решения, связанные с управлением бюджетом в соответствии с разработанным планом. Финансовая грамотность осуществляется на основе законодательства и бухгалтерского учета.
Коммуникационные навыки
Успешный менеджер должен уметь общаться. Профессионал способен взаимодействовать с различными категориями людей – как внутри, так и за пределами компании. Компетентность доказывают умения:
- Заводить знакомства;
- Укреплять отношения;
- Слушать собеседника и реагировать на его слова;
- Точно передавать информацию (в том числе и невербально);
- Считывать эмоции;
- Проявлять инициативу в разговорах;
- Участвовать в спорах.
Управление проектами
Компетенция представляет собой группу навыков, необходимых для успешного координирования проекта. В частности, речь идет о контроле деятельности всех людей, участвующих в совместной работе. Проект завершится успешно, если руководитель продемонстрирует следующие умения:
- Координировать, разрабатывать план, делиться идеями, видеть конечную цель;
- Создавать рабочую атмосферу и мотивировать;
- Взаимодействовать со всеми людьми, прямо или косвенно участвующими в проекте;
- Следить за соблюдением сроков;
- Вести переговоры;
- Управлять рисками;
- Адаптироваться к сложным и непредвиденным ситуациям.
Эмоциональный интеллект
Важным навыком для руководителя является умение отслеживать, осознавать и интерпретировать эмоции – как собственные, так и других людей. Эти знания должны помогать топ менеджеру руководить своими действиями и мышлением. Термин «эмоциональный интеллект» включает в себя следующие навыки:
- Воспринимать – распознавать эмоцию по поведению человека, его мимике, жестам и т. д.;
- Понимать – определять источник возникновения эмоции и ее связь с мыслью;
- Управлять – уметь побуждать и подавлять эмоции;
- Использовать – активировать мозг посредством эмоции.
Этика и ответственность
На руководящей должности, качество работы зависит от этики и ответственности занимаемого ее человека. Имеется в виду характер взаимодействия руководителя с окружением – как в макро-, так и в микросреде. Успех компании зависит от следующих навыков топ-менеджера:
- Поддерживать уровень эффективности и корректировать неэффективные процессы;
- Контролировать внутренние процессы;
- Правильно ставить задачи для персонала с целью достижения плана;
- Привлекать клиентуру и выстраивать сотрудничество с партнерами и инвесторами.